Март 26, 2009 от RPA

Savan - 2007 History: 15 Years Of Metal

Стиль: death-doom (early), heavy-power with melodic death influences (later), melodic death-doom with heavy metal influences (now)

Оценка: 9/10

savanhistory1.jpg

© Selfreleased

Track list:

01.Последняя битва
02.Вечный покой
03.Мы скоро умрем
04.Кровавые пятна
05.Ночные волки
06.Черная вода
07.Silence In The World
08.Забытый город
09.Приходит зима
10.P.R.I.
11.Spirit Of The Hate
12.Гибель богов
13.Sister
14.Последний миг (live bonus track)
15.Гибель вселенной (live bonus track)
16.Демон страха (live bonus track)
17.После уничтожения (live bonus track)

Total playing time: 73:17

В декабре 2007 года старейшая томская металл-группа Savan отмечала свое 15-летие. К юбилею был приурочен (разумеется!) концерт в одном из томских клубов. Всем же пришедшим на этот концерт и купившим билет, был презентован юбилейный альбом группы - History: 15 Years Of Metal (для наблюдательных и пытливых отмечу в скобках - юбилейный сборник группы U.D.O. под названием Metallized. 20 Years Of Metal, хотя и датирован 2007 годом, появился в Томске несколько позже выхода “Савановского” альбома… Но тем не менее, его появление вызвало у меня радостную улыбку - вот что значит стереотипы!).
Сейчас Savan возобновляет активность, и первым мероприятием будет концерт, посвященный (уже!) 17-летию группы. И это - хороший повод осветить этот во всех смыслах достойный релиз.

Но перейдем к самому альбому. Как видно из самого названия, диск представляет собой ретроспективу творчества группы за весь период ее существования. И интересен он в первую очередь тем, что включает в себя трэки, ранее никогда не издававшиеся “официально” (ну, если можно говорить об “официальности” “selfreleased”-изданий предыдущих двух альбомов группы…Big Smile. И, безусловно, интересен тем, кто по каким либо причинам пропустил альбомы 2004 и 2006 годов, активно продававшиеся на территории города.

Ретроспектива выстроена по принципу “от позднего к раннему”, что представляется вполне логичным, плюс несколько “живых” треков в виде бонусов. Но обо все по порядку.

Первые три композиции - “Последняя битва”, “Вечный покой” и “Мы скоро умрем” - взяты с последнего номерного альбома “Демон страха” 2006 года, который довольно подробно (надеюсь) был отрецензирован мною на страницах нашего ресурса. “Демон страха” - пожалуй, наиболее перфектный альбом команды (что и неудивительноBig Smile, ознаменовавший в свое время окончательное возвращение Savan-а “в лоно” мелодичного death-doom “in vein of” ранние The Gathering, Crematory, Amorphis, Eternal Tears Of Sorrow и т.п., круто замешанного на традиционных хэви-металлических риффах и сдобренного пауэр-металлической мелодикой.

Открывает альбом “Последняя битва” - пожалуй, один из главных хитов группы, своего рода “визитная карточка”, исполняемая в обязательном порядке на всех концертах. Красивейшая и запоминающаяся, “пафосно-танцевальная” основная тема с лидированием клавишных инструментов создает настроение для всего альбома.

“Вечный покой” - одна из старых песен группы, впервые опубликованная еще на магнитоальбоме “На развалинах разума” 1997 года. На альбоме “Демон страха” и, соответственно, на рассматриваемом релизе, она помещена в новой версии, и, безусловно являет собой также один из хитов группы. Сверхмелодичный “gathering-оподобный” death-doom с интересными “капельными” клавишами в середине песни переходит в скоростной симфо-блэковый кусок, и снова возвращается к атмосферному death-doom c красивой клавишной “подкладкой”.

“Мы скоро умрем” - одна из самых быстрых песен группы, своего рода веселый эксперимент в области, лежащей довольно близко к “humppa-black metal” в версии Fintroll и иже с ними. Основная тема композиции в конце плавно переходит в мелодию из фильма “Бумер”… В общем, это нужно слышать! Один из бессменных концертных номеров Savan-а, всегда на ура принимаемый публикой!

Далее. Песни “Кровавые пятна”, “Ночные волки” и “Черная вода” - с альбома “Черная вода” 2004 года, также, как и “Демон страха”, выпущенного силами самой группы. “Черная вода” - первый альбом группы, увидевший свет в CD-формате, оказался в свое время неким подведением итогов “heavy-power-эры”. По сути именно этот стиль, активно продвигавшийся командой в период 1999-2004 годов, и представляют эти три песни.

“Кровавые пятна”, тоже один из давних “знаковых” хитов коллектива, изначально тоже прозвучала впервые на магнитоальбоме “На развалинах разума”. Но песня была подвергнута значительной переработке, и какой! В версии 2004 года от первоначального мелодичного death-doom-а остались лишь общая тема да гроулинг в повторении припева в конце песни. В остальном - это филигранный классический хэви, основанный на риффах, берущих начало еще в работах Judas Priest, и красивым текстом, лично у меня навевающим ассоциации с творчеством Ника Перумова.
“…И шли по черепам поборники добра,
Оставляя на плащах кровавые пятна”!

Далее следуют “Ночные волки” - традиционный “байкерский” хэви-металлический номер с отличным клавишным проигрышем, и баллада “Черная вода” - заглавная композиция альбома 2004 года. Вот тут остановимся подробнее. По сути, это классическая рок-баллада, ни на йоту не отступающая от канонов жанра - полуакустическое начало и первый куплет, резкое вступление “тяжелых” гитар на припеве и далее, эмоциональная кульминация во время гитарного соло, и далее (так же, как и в начале) - спокойная полуакустическая кода. Все вполне в духе классикиsavanlogo1.gif жанра - Scorpions, Helloween, Bonfire… кто там у нас еще писал красивые балладыQuestion Заметим, что “Черная вода” - пожалуй, один из номеров Savan-а, в наилучшей степени раскрывший возможности вокалиста А. Гавриленко, работавшего в группе в 1999-2001, и в 2004-2005 годах. Собственно, именно его высокий “открытый” вокал в немалой степени и обуславливал heavy-power-звучание группы в этот период. Возвращаясь к песне, отметим, что ее специфическая мелодика вплотную приблизила песню не только к классике хард-энд-хэви, но и того, что принято было называть “русским роком” (не в самом плохом смысле этого словаBig Smile. Исторический факт, от которого не уйти: в 2004 году песня имела активную ротацию на “Нашем радио”Smile

Дальше - еще интереснее. Треки “Silence In The World” и “Забытый город” (чем-то неуловимо похожие) взяты со знаменитого магнитоальбома “На развалинах разума”, выпущенного на кассете в 1997 году силами знаменитой в то время в городе “пиратской” фирмы Hot Sound “сплитом” с альбомом “В гостях у сказки” сайд-проекта лидера Savan-а В. Крыгина - стёб-кавер-панк-группы “Министерство Культуры”.

Несколько фактов об этом альбоме. Первое - это первый ПУБЛИЧНО и широко изданный материал Savan-а. С некоторой натяжкой можно даже говорить о том, что именно этот релиз является единственным “официальным” релизом, изданным с помощью какого-никакого, а лэйбла (!). До этого группой записывались только демо-альбомы, не имевшие сколь нибудь значительного хождения. Второе. “На развалинах разума” - последний для оригинального вокалиста группы Ю. Крыгина и - последний для состава команды периода 1994-1998 годов вообще (в марте 1998 года состав группы полностью распался, и вновь группа возродилась лишь весной 1999 года в абсолютно новом составе (кроме лидера группы В. Крыгина, разумеется!), и с абсолютно новой музыкой).

Большая часть композиций этого альбома, в том числе и представленные на компиляции - небольшая “Silence In The World” и более продолжительная “Забытый город” - ознаменовали в свое время переход группы от первоначального традиционного грубого death-doom к более мелодичным формам этой же музыки. Мелодические ходы композиций невольно навевают ассоциации с культовым аморфисовским Tales From The Thousand Lakes… (и было бы удивительно, если бы этих ассоциаций не было, зная, КАКОЕ место занимала тогда (да и по сей день) эта группа и особенно - этот альбом - в ряду предпочтений лидера Savan-а В. КрыгинаBig Smile.

Альбом записан с драм-машиной. Качество записи - весьма “сырое”, если можно так выразиться… Драм-машина, опять же… Все это легко можно было бы отнести к минусам альбома, если бы не одно… Именно это грязноватое звучание, размеренный щелкающий звук драм-машины (местами чудится даже что-то как бы “индустриальное”Wink и создают уникальное ощущение “андерграундности”, вполне оперделенной атмосферы этих трудных, но веселых лет - середины 90-хSmile Все это, но в первую очередь конечно же - сами композиции, их мелодическая составляющая - и делают этот альбом явлением, достойным остаться в истории российского андерграунда! До сих пор иногда с удовольствием переслушиваю этот альбом, и жду-не дождусь того часа, когда альбом будет будет наконец “оцифрован” и издан группой хотя бы на CDR - лимитированным тиражом “для друзей”.

Следующая тема компиляции - песня “Приходит зима” - взята со сборника “Graveyard Shift. Vol.I - Rares”. Об этом сборнике нужно сказать особо: это был первый из серии сборников (всего их было 8), составленных автором этой рецензии совместно с автором ТВ-программы “Ночная смена” А.Волковым, выпущенных уже упоминавшейся фирмой Hot Sound в период 1995-1997 г.г. в поддержку одноименной программы и в качестве рекламы своей продукции, и “поимевших” неплохой “общественный резонанс” в среде томских металхэдов. И если мы говорим о том, что “На развалинах разума” - это первый публично изданный альбом Savan, то песня “Приходит зима” (на сборнике она была обозначена как “Winter Fall”, несмотря на русскоязычный текст) - первая публично изданная песня группы. Она же - первая, записанная группой в профессиональной студии. Что сказать? Одна из САМЫХ, на мой взгляд, лучших песен Savan, в лучших традициях ранних Amorphis, Paradise Lost, Crematory, My Dying Bride, The Gathering и т.п.! Группа, несомненно, тоже считает эту песню одним из своих главных хитов, не зря же она стабильно исполняется практически на всех гигах Savan-а! Ну и конечно же - текст! Несомненно удачные, искренние и проникновенные стихи, очень “уместные” в сочетании именно с этой музыкой:
“Тело твоё превратится в дым,
И свободною станет душа!
Жаль нельзя быть всегда молодым,
Но за летом приходит зима!”

Едва ли не самые любимые строчки в русскоязычном металле…

Но пойдем дальше. 10 и 11 треки компиляции (короткая “P.R.I.” и более длинная “Spirit Of The Hate”) взяты с демо-альбома 1993 года под названием “Саван”. Здесь мы имеем сырой андерграундный классический death-doom, хотя намек на будущую мелодичность группы уже присутствует! Дапазон сравнений широк (ведь в начале 90-х подобную музыку играло большое количество групп по всему миру) - от более брутальных вариантов типа Winter, Evoken или Dark Millennium, до значительно более мелодичных - типа ранних Pyogenesis или Tiamat. Но главным ориентиром, наверное, все же должно стать раннее творчество My Dying Bride и особенно - Paradise Lost периода 1990-1992 годов! Отличный материал, несмотря на качество реализации!

Следующие две вещи - “Гибель богов” и “Sister” - взяты с самого раннего демо группы 1993 года “Anxiety”. Настоящий раритет! Надо отметить, вещи довольно разные, и демонстрируют некие творческие поиски группы на начальном этапе ее существования. “Гибель богов” - это примитивный ранний death metal, почти без намека на doom, тем более мелодичный (Заметим, в слово “примитивный” я не вкладываю никакого отрицательного смысла. В конце концов, тот же дебютник Benediction - вполне себе примитивный материал, однако является классикой жанра и культом, каких поискать!). Вот, примерно в этом духе и песня “Гибель богов”. С другой стороны, подобные вещи были и на раннем демо-материале тех же Paradise Lost или Pyogenesis… Чувствуете, куда я клоню?

Меланхоличная, медленная песня “Sister”, наборот, вплотную приближается к тому например, что делали Cathedral на своем дебютном альбоме (сравнение с My Dying Bride, впрочем, уместно и здесь). Несколько позднее эту тему медленного, “похоронного” doom-а с большим количеством “акустики” и с назначительными вкраплениями дэта пыталась разрабатывать томская группа Infected Flesh - проект барабанщика Savan, покинувшего группу где-то на рубеже 1993-1994 годов.
Идеологически и эмоционально - прекрасное и логичное завершение основной части альбома!

Но это еще не все. Ретроспективу завершают четыре “живых” трека, взятых с альбома под кодовым названием “Live In BKZ”. Почему “кодовым”? Ответ прост - этот альбом НИКОГДА не издавался группой, даже на CDR, а имел лишь хождение в кругах, близких к группе, а также одно время был выложен в формате mp3 на официальном сайте группы.

Итак, “Live In BKZ”. Это - не что иное, как запись юбилейного концерта Savan в БКЗ (Большом Концертном Зале томской филармонии (!)), посвященного десятилетию группы, в 2002 году. И снова - небольшой “экскурс в историю”. Как я уже писал выше, период 1999-2004 годов прошел для группы под знаком стилистики heavy-power. Однако, как раз в 2001-2003 годах вокалист А. Гавриленко, во-многом и обусловивший эту стилистику, в группе отсутствовал. Юбилейный концерт в БКЗ был одним из многих выступлений группы с лидером группы - В. Крыгиным в роли вокалиста. Что ж, с этой ролью он справился (и справляется до сих пор!) весьма неплохо, хотя качество записи этих концертных треков не позволяет убедиться в этом в полной мере (а желающих тем не менее убедиться отсылаю к первым трем песням компиляцииBig Smile. В итоге получился этакий heavy-power со скримингом (а вокал там ближе именно к скримингу, нежели к гроулу на более поздних высуплениях и альбоме 2006 года). Желающие могут назвать это melodic death - препятствий для этого, в принципе нетSmile

Все четыре бонуса ценны в первую очередь тем, что студийных вариантов этих песен просто не существует. Их нет ни на одном альбоме, и услышать их можно только на этом сборнике. Качество записи - не очень хорошее, хотя вполне слушабельное. Неплохо удалось “запечатлеть” звук барабанов - запись отлично демонстрирует работу И. Ибраева, работавшего в группе на протяжении нескольких лет и принявшего участие в записи альбома “Черная вода” (известного также по участию в целом ряде томских коллективов, среди корых нельзя не упомянуть Signist, Abortarium и Старый Склеп).

Каждая из песен по-своему хороша - и “Последний миг” со скоростным трэшевым вступлением и красивой запоминающейся мелодей клавишного проигрыша, и хитовая, почти мелодик-блэковая “Гибель Вселенной”, и, разумеется, “Демон страха” с гениальным, не побоюсь этого слова, speed-металлическим проигрышем в середине (кстати, данная песня отсутствует на одноименном альбоме 2006 года. Вспоминается группа Crematory, любившая в свое время называть очередной альбом по песне с предыдущего… Ну это так, к словуBig Smile. И особенное внимание следует обратить конечно же на песню “После уничтожения”. Следуя логике компиляции “от позднего к раннему”, эта песня абсолютно верно и точно завершает альбом, хотя в репертуаре Savan-а она появилась лишь в 1999 году. По-сути - это ни что иное, как кавер песни томской трэшевой группы Эксгуматор - возможно, самой первой томской металлической группы, существовавшей еще в конце 80-х (точные годы указать затрудняюсь)! Чуть позднее, в период 1991-1993 годов песня присутстововала в репертуаре знаменитых Necropolis в качестве обязательного концертного хита, и, спустя еще шесть лет, перешла “по наследству” к группе Savan. Не без оснований предполагаю, что песня “После уничтожения” - это вообще - самое раннее, что сохранилось для истории из томской металлической музыки. И заслуга Savan-а в этом - неоспорима.
Группа в “тогдашнем” ее составе существенно переработала песню, изначально ориентированную на ранних Sodom, Kreator и иже с ними, облагородив ее мелодичными интро, красивыми гитарными соло и клавишной подложкой. Прекрасное звершение отличного альбома!

На этом пожалуй всё. Подведем итог: History: 15 Years Of Metal - отличная ретроспектива творчества группы, ценная тем, что: а) достоверно иллюстрирует творческий путь группы и б) включает в себя редкий и раритетный материал. Конечно, многое в сборник не вошло, но винить в том некого… Альбом длится более 73 минут, а значит - пространство диска было использовано по-максимуму!

Засим откланиваюсь, и рекомендую диск к обязательному приобретению и прослушиванию!

http://savan.tomsk.ru/

Кавер в высоком разрешении:

savanhistory1.jpg

Оценка рецензии:
4 votes, average: 5 out of 54 votes, average: 5 out of 54 votes, average: 5 out of 54 votes, average: 5 out of 54 votes, average: 5 out of 5 (4 votes, average: 5 out of 5)
You need to be a registered member to rate this post.
Loading ... Loading ...

В рубрике Рецензии

Комментарии (4) на “Savan - 2007 History: 15 Years Of Metal”

  1. SkY сказал:

    Просто гигантский по объемам и глубине проработки текст, с Валерия магарыч однако…

    + возникла мысль, а почему бы не пристроить Группе данный релиз в цифровом виде на один из российских файлообменников, например на iFolder! Дабы позволить познакомится с одной из самобытнейших групп Сибири! (чуть не сказал “и Дальнего Востока”Wink Wink Тем паче что это сборник а не альбом!

    + традиционно не хватает 2-3 трека на пробу!

  2. SkY сказал:

    Добавил ссылки на Ибраева, Абортов и Сианист!

  3. RPA сказал:

    бля, сэмплы будут, обязательно.
    еще планирую добавить пару раритетных фотоSmile

  4. evereve сказал:

    Хочу! Grin

Оставить комментарий

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.


Архивы


Онлайн